14.03.2024

Технология HTML – язык гипертекстовой разметки текста. Версии и стандарты HTML и XHTML Автор первоначальной версии html http web


Развитие языков разметки гипертекста

1. Понятие о стандартном обобщенном языке разметки SGML.

HTML - основной, но не единственный язык разметки документов. Суще­ствуют как более общие, так и узко специализированные решения.

Исторически первым распространенным форматом был SGML (Standard Generalized Markup Language - стандартный общий язык разметки, произно­сится эс-джи-эм-эль). SGML - наследник разработанного в 1960 г. компа­нией IBM языка GML (Generalized MarkupLanguage) - это метаязык, т. е. на нем можно определять правила построения других языков форматирова­ния документов.

SGML был разработан для совместной разработки машинных документов в больших правительственных и аэрокосмических проектах. Он широко при­менялся в печатном деле и издательской сфере, но его сложность затруднила повседневное использование. Основные наследники SGML - форматы HTML и XML.

2. Версии языка гипертекстовой разметки HTML.

HTML (Hypertext Markup Language - язык разметки гипертекста) - самое распространенное сегодня средство для создания Web-страниц. Технология HTML позволяет связывать между собой документы различных форматов с помощью гипертекстовых ссылок (гиперссылок или линков). Такие связи между документами, расположенными на серверах по всему миру, позволяют системе работать так, будто она представляет собой единую всемирную пау­тину информации (World Wide Web), Документ HTML - это файл, содержащий обычный текст и специальные команды – теги. Теги определяют визуальное форматирование текста (цвет и начертание шрифта, разметку заголовков, таблиц и т. п.), а также связи данного HTML-документа с други­ми ресурсами (изображениями, таблицами стилей, видеороликами, другими HTML-документами и т. д.). В SGML, HTML и XML теги оформляются открывающей (<) и закрывающей (>) угловыми скобками, за которыми следует наименование тега, и затем - уточняющие его действие команды -атрибуты.

HTML был разработан британским ученым Тимом Бернерсом-Ли в 1991 1992 годах в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям в Женеве (Швейцария). Поначалу HTML создавался как язык для обмена научной и технической документацией, пригодный для людей, не являющихся специалистами в области верстки.

Затем помимо упрощения структуры документа, в HTML была внесена поддержка различных видов гипертекстовых ссылок, а позднее в язык были добавлены мультимедийные возможности. Изначально HTML предназначали для структурирования и форматирования документов без их привязки к программным средствам отображения. В идеале, текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться оборудовании с различной технической оснащенностью (цветной экран временного компьютера, ограниченный по возможностям экран мобильного телефона или программа голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от изначального замысла. С течением времени, основная идея платформенной независимости HTML были отдана в жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.

HTML является приложением SGML и соответствует международному стандарту ISO 8879. Текущий стандарт HTML 4.01 существует с 1999 г. В стоящее время опубликован проект пятого стандарта языка. Новая версия HTML обещает дополнить язык многочисленными расширениями и oбecпечить более простую, логичную и удобную систему правил.

Dynamic HTML или DHTML - это способ создания интерактивного Web-сайта. DHTML возник как набор мето­дов динамического создания и изменения Web-страниц путем вызова из HTML- документа сценариев. Однако развитие этих методов привело к пол­ному пересмотру концепции Web-документа и формированию понятия объ­ектной модели документа DOM (Document Object Model).

DOM представляет собой платформенно независимый программный интер­фейс, позволяющий программам и скриптам управлять содержимым доку­ментов HTML и XML, а также изменять их структуру и оформление.

Модель DOM не накладывает ограничений на структуру документа. Любой документ известной структуры с помощью DOM может быть представлен в виде дерева узлов, каждый из которых содержит некоторый объект. Узлы связаны между собой отношениями родитель-потомок.

Изначально многие браузеры имели собственную модель DOM, не совмести­мую с остальными. Для того чтобы обеспечить совместимость, специалисты международного консорциума W3C классифицировали эту модель по уров­ням, для каждого из которых была создана своя спецификация. Все эти спе­цификации объединены в общую группу, носящую название W3C DOM.

3. Понятие о расширяемом языке разметки XML.

XML (extensible Markup Language - расширяемый язык разметки; произно­сится экс-эм-эл) - формат, представляющий собой свод общих синтакси­ческих правил. XML предназначен для хранения структурированных данных (вместо существующих файлов баз данных), обмена информацией между программами, а также для создания на его основе более специализированных языков разметки, иногда называемых словарями. XML - это упрощенное множество языка SGML.

XML создавался для обеспечения совместимости при передаче структурированных данных между системами обработки информации, особенно при передаче данных через Интернет.

XML не вытеснил HTML. Более того, можно с уверенностью прогнозировать, что в обозримом будущем этого не случится. Причинами являются как очевидные недостатки XML (большие размеры документов, избыточный синтаксис и ограниченность заложенной в формат иерархической модели данных), так и практически важный факт, говорящий в пользу HTML - для большинства задач не нужна вся мощь синтаксиса XML, достаточно простых и производительных решений HTML.

По сути, сейчас мы изучаем web. Он у нас базируется на трех основных вещах:

  • Адресация документов. Чтобы найти документ, лежащий где-то на удаленном компьютере, нужно правильно написать его адрес.
  • Протокол, по которому надо передавать информацию. Этот протокол - http. Его вы привыкли видеть в адресной строке.
  • Язык разметки html. Т.е. то самое средство, которое позволяет передавать структурированные документы.

История HTML

Появилось это все в 1991 году. Активное участие в разработке принимал Тим Бернерс-Ли. В 1991г. все эти проекты бурно развивались. И поэтому в 1994г. создали специальную организацию “Консорциум W3” (W3C). Официальный сайт: www.W3.org.

В рамках этой организации происходит развитие стандартов. Т.е. собираются какие-то группы, которые наполняются представителями компаний. И эти люди разрабатывают новый стандарт. Соответственно все остальные понимают, куда идет развитие прогресса и к чему надо готовиться. Там лежат документы в разной стадии готовности: драфты (druft), рекомендации, спецификации.

Чтобы открывать все эти документы (где-то расположенные и структурированные), нужны были специальные программы - браузеры. Т.е. изначально браузеры были созданы для открытия документов с разметкой html.

Язык разметки html развивался. Образовывались новые компании, создающие браузеры. И где-то в середине 90-х гг. сложилась довольно неприятная ситуация, когда разработчики стандартов слишком долго пытались что-то написать, а производители браузеров внедряли свои новшества в свои продукты. Но вскоре все одумались и начали одну за другой выпускать спецификации html.

Март 1995 года - начало работ над HTML 3. Параллельно появляется браузер Netscape Navigator. В 1996 г. выходит браузер Internet Explore 3.0.

Январь 1997г. - выходит спецификация HTML 3.2. Потом в январе того же года - HTML 4.0. В 1999г. появилась версия HTML 4.01. В 2000г. выходит версия HTML - ISO/IEC 15445. В ее основе лежит версия html 4.01 плюс некоторые доработки. Сегодня разрабатывается версия HTML 5.

Все это развитие языка разметки html определяется релизами браузеров. Т.е. какой-то браузер поддерживает html 5 чуть больше, другой - чуть меньше.

  • Перевод

HTML - язык, объединяющий всемирную сеть. Всего лишь посредством набора простых тегов, человечеству удалось создать несравнимую ни с чем по своим масштабам систему связанных между собой страниц и веб-узлов: от Amazon, eBay и Википедии, до личных блогов и сайтов, посвященных котам, похожим на Гитлера.

HTML5 - свежайшая версия этого языка. Но несмотря на то, что она собирается принести с собой значительные изменения и новые возможности, нельзя сказать, что подобное происходит впервые и до этого язык никак не развивался. Развивался и постоянно улучшался, причем с самого своего появления.

Как и всемирная сеть вообще, HTML - язык разметки гипертекста (HyperText Mark-up Language) - является детищем сэра Тима Берненс-Ли (Sir Tim Berners-Lee). В 1991 году он написал работу, озаглавленную «HTML Tags», в которой описал чуть меньше двух дюжин тегов, предложенных им для разметки веб-страниц.

Идея использовать для этого кодовые слова внутри треугольных скобок, впрочем, не принадлежит сэру Тиму. Такая система на тот момент уже существовала и использовалась в SGML (Standard Generalised Markup Language, стандартный обобщённый язык разметки), и вместо того, чтобы изобретать что-то с нуля, сэр Тим посчитал более рациональным взять за основу уже существующие решения. Аналогичный подход применялся и вообще на всем пути к HTML5 в процессах разработки.

От IEFT к W3C: дорога к HTML 4

Версии HTML 1 никогда не существовало. Первой официальной спецификацией был сразу HTML 2.0, и издала его организация IETF (Internet Engineering Task Force, Специальная комиссия интернет-разработок). Многие из возможностей языка, описанных в этой спецификации, были основаны на уже используемых сторонних разработках. Например, тег для вставки картинок на страницы был реализован в лидирующем на тот момент (мы говорим о 1994 году) браузере Mosaic, и потом просто перекочевал в стандарт для HTML 2.0.

Эстафету IEFT позже подхватил W3C (World Wide Web Consortium, Консорциум Всемирной Паутины), который и занимался всеми последующими версиями HTML. Во второй половине девяностых велась активная работа над пересмотром и изменением спецификаций, которые в конце концов (точнее, в 1999 году) дали жизнь HTML 4.01.

После этого в истории HTML наступил первый ключевой поворот.

XHTML 1: HTML в виде XML

Новая версия языка разметки после HTML 4.01 была названа XHTML 1.0. «Икс» в названии означал eXtreme, и веб-разработчики были обязаны скрещивать перед собой руки каждый раз, когда произносили это слово.

Нет, конечно нет. На самом деле «икс» означал eXtensible («расширяемый»), а скрещивание рук было по желанию.

Сама по себе спецификация для XHTML 1.0 ничем не отличалась от HTML 4.01. Не добавилось никаких новых тегов или параметров - разница была лишь в правилах синтаксиса. Если в HTML разработчикам была дана полная свобода относительно стиля написания кода, в XHTML требовалось соблюдать правила языка XML, - куда более жесткого и нетерпимого к вольностям, - на котором основывалось большинство разрабатываемых Консорциумом технологий.

Жесткие правила, впрочем, пришлись как раз кстати. Они побуждали кодеров придерживаться единого стиля, например - писать все теги и параметры исключительно в нижнем регистре, тогда как в HTML можно было делать как придется.

Выход XHTML 1.0 совпал с возросшим уровнем поддержки современными браузерами таблиц стилей - CSS, - и строгий синтаксис XHTML укрепился в сообществе разработчиков с репутацией лучшего способа написания кода разметки.

Потом был XHTML 1.1.

Если версия 1.0 была просто HTML, сделанным под XML, то XHTML 1.1 - это уже настоящий, чистый XML. В том смысле, что к нему уже нельзя было применить mime-type text/html и нужно было обозначить документ как отформатированный в XML. Однако в том случае его никак не смог бы отобразить самый популярный на тот момент браузер - Internet Explorer, - так что применять на практике этот язык было явно не вариантом.

Создавалось впечатление, что W3C в свои разработках начинает терять связь с реальностью, по которой жила всемирная сеть.

XHTML 2: нет, это уже ни в какие ворота не лезет

Если бы герой Дастина Хоффмана из фильма «Выпускник» был веб-дизайнером, W3C сказал был ему только одно слово: XML.

Консорциум был уверен, что HTML изжил себя после четвертой версии, и начал работу над XHTML 2, задачей которого было привести сеть к светлому XML-ному будущему. И несмотря на то, что название осталось прежним, новая версия не имела абсолютно ничего общего с XHTML 1. Более того, она не собиралась быть обратно-совместимой со своими предшественниками и старыми версиями HTML (а значит - всем существующим содержимым сети). Вместо этого она должна была представить новый чистый язык, не отягощенный никакими пережитками прошлых спецификаций.

Иными словами, это был бред.

Раскол: W(HATWG) TF?

В среде Консорциума назрело восстание. Было очевидно, что он собирается вести разработку стандартов, - пусть новых, чистых и прекрасных, - но совершенно не отвечающих нуждам современного сообщества веб-дизайнеров и разработчиков. Opera, Apple и Mozilla были явно от этого не в восторге, так как ожидали совершенно другого - больше упора на форматы, позволяющие расширить возможности для создания веб-приложений.

Начало переменам было положено в 2004 году на одном из собраний. Ян Хиксон (Ian Hickson), который на тот момент был сотрудником Opera Software, выдвинул предложение заняться развитием HTML до уровня, позволяющего использовать этот язык для веб-приложений. Предложение было отклонено.

Разочарованные бунтари вынуждены были отколоться от Консорциума и организовать собственную группу: Web Hypertext Application Technology Working Group, сокращенно WHATWG.

От Web Apps 1.0 к HTML5

Принцип работы WHATWG несколько отличался от того, что был в W3C. В W3C вопросы поднимаются, обсуждается, и конечное решение выносится всеобщим голосованием. В WHATWG вопросы так же поднимаются, обсуждается, но окончательные решения относительно того, что включается в спецификацию, а что нет, остаются за главным редактором - Яном Хиксоном.

С виду может показаться, что система в W3C более демократична и честна, но практика показывает, что бесконечные споры и внутренние перебранки жутко тормозят процесс развития. В WHATWG, где каждый может внести свой вклад, но последнее слово остается за Главным, дела движутся куда быстрее. Главред, впрочем, и не обладает абсолютной властью - избранная группа руководящих лиц может оспорить его решение в том маловероятном случае, если оно того требует.

Первоначально, WHATWG было занято двумя спецификациями - Web Forms 2.0 и Web Apps 1.0, - обе из которых должны были стать расширениями для HTML. Но со временем они были объединены в одну общую, названную просто HTML5.

Воссоединение

В то время как в WHATWG работали над HTML5, W3C продолжал канителиться со своим XHTML 2. Нельзя сказать, что вся эта затея скатывалось в говно. Она в него медленно-медленно погружалась.

В октябре 2006-го сэр Тим Бернерс-Ли признал в своем блоге, то идея перевести сеть с HTML на XML была глупой. Спустя несколько месяцев W3C выдал новую установку для HTML Working Group: было разумно решено, что будущие версии HTML следует основать на наработках WHATWG, вместо того, чтобы делать что-то с нуля.

Все эти развороты и смены курса привели к несколько запутанной ситуации. Какое-то время W3C одновременно работал над двумя совершенно несовместимыми языками разметки - XTHML 2 и HTML 5 (обратите внимание, с пробелом), - в то время как WHATWG, отдельная организация, занималась спецификацией HTML5 (без пробела), которая должна была стать основой для другой спецификации в W3C. Хрен срастишь тут, что к чему. Проще было заняться разгадкой последовательности событий в «Мементо» и работах Дэвида Линча.

XHTML мертв, да здравствует синтаксис XHTML

Ситуация начала проясняться в 2009-ом, когда W3C объявил, что обновлений по XHTML 2 больше поступать не будет. По сути, они просто официально признали, что формат был мертв с самого рождения.

Однако, странным образом, вместо того, чтобы обойтись без лишнего внимания, смерть XHTML 2 породила какие-то злорадные бурления. Противники XML превратили новость в призыв отказаться от XHTML 1, хотя с XHTML 2 тот, как мы знаем, не имел ничего общего. В свою очередь сторонники XHTML 1, адепты строгого синтаксиса, были обеспокоены тем, что HTML5 вновь узаконит небрежную верстку.

Последнее, впрочем, не должно казаться серьезной проблемой - как мы рассмотрим далее, степень сторогости синтаксиса HTML5 каждый вправе выбрать для себя самостоятельно.

Развитие HTML5

Текущее состояние HTML5 не настолько туманное как раньше, но и все еще не слишком прозрачное.

Две организации сейчас работают над этим форматом. В WHATWG разрабатывают спецификацию, основываясь на принципе «сначала запустить, потом проверять». W3C HTML Working Group в свою очередь берет эту спецификацию и пропускает ее через процесс «сначала проверить, потом запустить». Как видно, такое сотрудничество вряд ли можно назвать крепким и эффективным. Но по крайней мере, вроде как разрешился вопрос «ставить или не ставить пробел» в названии стандарта (ставить его не надо, если что, - HTML5).

Что сейчас больше всего волнует веб-дизайнеров, которые уже опробывали некоторые из возможностей нового языка, это вопрос «Когда это будет готово?» В одном из интервью Ян Хиксон упомянул 2022-ой год как дату, когда HTML5 получит статус «proposed recommendation». Это вызвало волну возмущения среди дизайнеров, так как они понятия не имели, что значит «proposed recommendation», но точно знали, что им явно не хватает пальцев посчитать, сколько лет надо еще ждать до 2022-го.

Если разобраться, возмущения необоснованы. В данном случае «proposed recommendation» означает, что к этому времени в браузерах должна быть полная поддержка всех возможностей языка. В этом случае ориентироваться на 2022 даже слишком смело; мы все знаем, что многие браузеры с трудом подхватывали в свое время даже существующие стандарты. Взять хотя бы Internet Explorer, которому понадобилось больше десяти лет, чтобы начать элементарно поддерживать тег .

Дата, на которую действительно надо ориентироваться, это 2012 год, когда HTML5 будет присвоен статус «candidate recommendation», означающий, что спецификация окончательно сформулирована и как таковой стандарт готов.

Но, ясное дело, это не будет означать, что все из него будет сразу доступно к применению - нужно будет следить за тем, как браузеры постепенно добавляют поддержку тех или иных фич и начинать их использовать по мере появления. Точно так же было с CSS 2.1, на самом деле: мы начали применять возможности этого стандарта по мере того, как браузеры включали его поддержку по частям. Если бы мы предпочли ждать, когда они реализуют его целиком, мы бы ждали до сих пор.

Иными словами, не будет такого момента, когда можно будет сказать «Бах, время HTML5 пришло!». Но начинать работать с ними можно уже сейчас. Благо, язык этот получил рождение не через революцию, а в процессе эволюции, и основывается на том, что было создано до него. Таким образом, можно сказать, что если вы пользуетесь любыми предыдущими версиями HTML, вы уже пользуетесь HTML5.

Язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) был предложен Тимом Бернерсом-Ли в 1989 году в качестве одного из компонентов технологии разработки распределенной гипертекстовой системы World Wide Web. Когда Т. Бернерс-Ли предложил свою систему, в мире информационных технологий наблюдался повышенный интерес к новому и модному в то время направлению - гипертекстовым системам. Сама идея, но не термин, была введена Вэниваром Бушем в 1945 году в предложениях по созданию электромеханической информационной системы Меmех, которая была первым прообраз системы, поддерживающей чтение и написание гипертекста.

«Эта система использует индексирование - если человек хочет получить доступ к книге - он набирает необходимый код на клавиатуре и нужная книга или страница возникает перед ним на экране Меmех. … Когда пользователь строит ассоциативную цепочку между двумя документами, то он записывает название цепочки в книгу кодов. Сохраненные цепочки могут быть доступны пользователю в любое время. Они образуют совершенно новую книгу, которая хранится внутри Меmех и может быть вызвана из его памяти и через много лет … Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных … Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего»

(Вэнивар Буш статья "Как бы могли мыслить")

Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS, расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями внутри сетевого сообщества

Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства.

Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" в 1965 году и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение. Гипертекст в понимании Нельсона не является иерархической структурой, т.к. живые формы информационных структур не могут быть верно представлены иерархией. Такие структуры как параллелизм, перекрестные связи, взаимное проникновение и одновременное присутствие одного элемента в нескольких местах не могут быть переданы иерархией. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.

В 1975 году идея гипертекста нашла воплощение в информационной системе внутреннего распорядка атомного авианосца "Карл Винстон". Программа внешне очень напоминала более упрощенный вид современного Total Commander. Работы по созданию гипертекстовых программ продолжались, и время от времени появлялись реализации типа НуреrСаrd фирмы Аррlе или НуреrNоdе фирмы Хеrох. В 1987 была проведена первая специализированная конференция Нуреrtехt"87, материалам которой был посвящен специальный выпуск журнала "Соmmunication АСМ". Идея гипертекстовой информационной системы состоит в том, что пользователь имеет возможность просматривать документы (страницы текста) в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении книг.

К концу 80-х годов гипертексту можно дать следующее общее определение: гипертекст - это текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. В компьютерной же терминологии, гипертекст - текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе ссылки. Данные определения не теряют актуальности и по сегодняшний день.

К 1989 году гипертекст представлял новую, многообещающую технологию, которая имела относительно большое число реализаций с одной стороны, а с другой стороны делались попытки построить формальные модели гипертекстовых систем, которые носили скорее описательный характер и были навеяны успехом реляционного подхода описания данных.

Идея Т.Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально простым способом.

Идея HTML - пример чрезвычайно удачного решения проблемы построения гипертекстовой системы при помощи специального средства управления отображением. На разработку языка гипертекстовой разметки существенное влияние оказали два фактора: исследования в области интерфейсов гипертекстовых систем и желание обеспечить простой и быстрый способ создания гипертекстовой базы данных, распределенной на сети.

В 1989 году активно обсуждалась проблема интерфейса гипертекстовых систем, т.е. способов отображения гипертекстовой информации и навигации в гипертекстовой сети. Значение гипертекстовой технологии сравнивали со значением книгопечатания. Утверждалось, что лист бумаги и компьютерные средства отображения/воспроизведения серьезно отличаются друг от друга, и поэтому форма представления информации тоже должна отличаться. Наиболее эффективной формой организации гипертекста были признаны контекстные гипертекстовые ссылки, а кроме того было признано деление на ссылки, ассоциированные со всем документом в целом и отдельными его частями.

Самым простым способом создания любого документа является его набивка в текстовом редакторе. Т.Бернерс-Ли предполагал объединить в единую систему имеющиеся информационные ресурсы CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий), и первыми демонстрационными системами должны были стать системы для NeXT и VAX/VMS. Для написания текстов использовались такие редакторы TeX или LaTeX.

Обычно гипертекстовые системы имеют специальные программные средства построения гипертекстовых связей. Сами гипертекстовые ссылки хранятся в специальных форматах или даже составляют специальные файлы. Такой подход хорош для локальной системы, но не для распределенной на множестве различных компьютерных платформ.

В HTML гипертекстовые ссылки встроены в тело документа и хранятся как его часть. Часто в системах применяют специальные форматы хранения данных для повышения эффективности доступа. В WWW документы - это обычные ASCII- файлы, которые можно подготовить в любом текстовом редакторе. Таким образом, проблема создания гипертекстовой базы данных была решена чрезвычайно просто.

В качестве базы для разработки языка гипертекстовой разметки был выбран SGML (Standard Generalised Markup Language - метаязык, на котором можно определять язык разметки для документов). Следуя академическим традициям, Бернерс-Ли описал HTML в терминах SGML (как описывают язык программирования в терминах формы Бекуса-Наура). Естественно, что в HTML были реализованы все разметки, связанные с выделением параграфов, шрифтов, стилей и т.п., т.к. реализация для NeXT подразумевала графический интерфейс. Важным компонентом языка стало описание встроенных и ассоциированных гипертекстовых ссылок, встроенной графики и обеспечение возможности поиска по ключевым словам.

Официальной спецификации HTML 1.0 не существует. До 1995 года существовало множество неофициальных стандартов HTML. Чтобы стандартная версия отличалась от них, ей сразу присвоили второй номер.

Версия 3 была предложена Консорциумом всемирной паутины (W3C) в марте 1995 года и обеспечивала много новых возможностей, таких как создание таблиц, «обтекание» изображений текстом и отображение сложных математических формул. Даже при том, что этот стандарт был совместим со второй версией, реализация его была сложна для браузеров того времени. Версия 3.1 официально никогда не предлагалась, и следующей версией стандарта HTML стала 3.2, в которой были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерами «Netscape» и «Mosaic».

HTML версии 4.0 содержит много элементов, специфичных для отдельных браузеров, но в то же время произошла некоторая «очистка» стандарта. Многие элементы были отмечены как устаревшие и нерекомендованные (англ. deprecated). В частности, элемент font, используемый для изменения свойств шрифта, был помечен как устаревший (вместо него рекомендуется использовать таблицы стилей CSS).

Сейчас Консорциум всемирной паутины разрабатывает HTML версии 5. Черновой вариант спецификации языка появился в Интернете 20 ноября 2007 года. Параллельно ведётся работа по дальнейшему развитию HTML под названием XHTML (англ. Extensible Hypertext Markup Language - «расширяемый язык разметки гипертекста»). Пока XHTML по своим возможностям сопоставим с HTML, однако предъявляет более строгие требования к синтаксису. Как и HTML, XHTML является подмножеством языка SGML, однако XHTML, в отличие от предшественника, основан на XML. Вариант XHTML 1.0 был одобрен в качестве Рекомендации Консорциума всемирной паутины 26 января 2000 года.

Планируемая спецификация XHTML 2.0 разрывает совместимость со старыми версиями HTML и XHTML, что не очень устраивает некоторых Web-разработчиков и производителей браузеров. Группой WHATWG (англ. Web Hypertext Application Technology Working Group) разрабатывается спецификация Web Applications 1.0, часто неофициально называемая «HTML 5», которая расширяет HTML (впрочем, имея и совместимый с XHTML 1.0 XML-синтаксис) для лучшего представления семантики различных типичных страниц, например форумов, сайтов аукционов, поисковых систем, онлайн-магазинов и т. д., которые не очень удачно вписываются в модель XHTML 2.

Надеемся, что данная статья Вам будет полезна. Приятного прочтения!

Краткая предыстория

Давным давно, практически на заре цивилизации (до 70-х годов XX века), не было интернета. Вообще не было.

С появлением компьютеров появилось желание и потребность как-то их объединить, и 4 крупных университета США взялись за эту задачу. Примерно 7 лет прошло от создания концепции до исторического момента:

29 октября 1969 года был проведен сеанс связи между двумя первыми узлами сети ARPANET, на расстоянии в 640 км: в Калифорнийском университете и в Стэнфордском исследовательском институте. Ученый из Лос-Анджелеса подключился удаленно к компьютеру в Стэнфорде. Стэнфордский коллега видел, как появляются на экране символы, введенные на расстоянии, и подтверждал по телефону передачу каждой буковки. Таким образом началась эпоха компьютерных сетей.

Долгое время Интернет был предназначен только для специалистов и служил в основном для обмена технической документации и имейлами. Простому пользователю делать там было нечего. И только в начале 90-х прошлого века произошла революция "интернет-народу!" 🙂

1991 год

Британец Тимоти Джон Бернерс-Ли в Женевском ЦЕРНе изобрел язык гипертекстовой разметки , он же HyperText Markup Language , он же HTML , предназначенный для разметки и оформления документов World Wide Web.

Ах да! Еще Сэр Тим разработал глобальный гипертекстовый проект (сейчас Вы его знаете как Всемирную паутину ). Собственно, HTML и родился в процессе работы над этим проектом.

Язык HTML

Полагаю, все веб-разработчики с полным правом могут считать именно 6 августа своим профессиональным праздником 🙂

Как вам понравилась первая веб-страница? 🙂 Думаю, большинству из вас не захотелось её читать и уж тем более оставаться там надолго. Создатели тоже понимали, что это только начало, и пошло поехало:

Июнь 1993 - HTML 1.2

В этой версии, из её сорока с копейками тегов уже появилось аж 3 тега, которые намекали на какое-то визуальное оформление документа (например, полужирный курсив). Остальные же теги служили исключительно для логической разметки.

1994 год - основание W3C

Сэр Тим Бернерс-Ли основал Консорциум Всемирной Паутины (World Wide Web Consortium, W3C ) . Миссией W3C было и остается

Полностью раскрыть потенциал Всемирной паутины, путём создания протоколов и принципов, гарантирующих долгосрочное развитие Сети

Огромная заслуга этих ребят принадлежит в том, что HTML был выпущен с единым базовым набором тегов и атрибутов и веб-страницы стали такими, какими мы их знаем сейчас. Только представьте, в середины девяностых, несколько крупнейших производителей ПО планировали выпустить свои версии HTML со своими названиями тегов. Какая каша была бы сейчас в сфере веб-разработки! Например объявления о работе: «Ищем верстальщика для создания сайтов в Mozilla Firefox », «Срочно требуется верстальщик для Edge », «Нужен верстальщик для Kindle »… словом, спасибо W3C 🙂

22 сентября 1995 – Версия 2.0

Процесс разработки и утверждения новой версии был очень неспешным, а единственным заметным улучшением новой версии стали:

  • Запросы: например поиск по ключевым словам.
  • Формы для передачи данных с компьютера на сервер: например ввести дату рождения или выбрать один из нескольких вариантов в опроснике.

Март 1995 – начало работы над HTML 3.0

Первый вариант стандарта включал в себя много интересностей:

  • теги для создания таблиц,
  • разметки математических формул,
  • обтекание изображений текстом и др.

При создании HTML 3.0 разработчики ломали голову, как решить нестыковку между идеологией структурной разметки и потребностями пользователей, которых гораздо больше интересовал внешний вид веб-страницы.

И чтобы это противоречие не изменило первоначальные свойства HTML, создатели третьей версии решили добавить к ней поддержку нового средства, которое служило для оформления веб-страниц.

17 декабря 1996 – CSS

CSS (Cascading Style Sheets ) , а по-русски – иерархические стилевые спецификации. Думаю, понятней не стало?)) Если совсем уж по-русски, то это таблицы стилей, которые присоединяются к документу HTML и служат для визуального оформления тех или иных частей документа.

Итак, система CSS:

  • формально не зависит от HTML,
  • у неё свой, отличный от HTML, синтаксис,
  • На неё не влияют идеологические ограничения HTML,
  • Она позволяет задавать параметры внешнего представления для любого тега HTML.

С помощью CSS создатель веб-страницы наконец мог спокойно менять шрифт и размер чего угодно, и что важно – это стало возможным не за счет внедрения кучи новых тегов, а с помощью механизма, который влиял на интерпретацию уже существующих тегов HTML.

Чтобы наглядно продемонстрировать чудеса, на которые способен CSS, канадец Дейв Ши создал сад CSS дзена – место, где сотни веб-разработчиков медитируют верстая одну и ту же HTML-страницу с абсолютно разными стилями CSS

Влияние Microsoft

А тем временем, в далекой-далекой галактике… Microsoft заметил стремительный взлет компании Netscape на продаже браузеров Navigator и конечно же, не мог стоять в стороне. В MS слегка переработали браузер Mosaic и начали выпускать свои эксплореры, которые поначалу не очень полюбились пользователям (да и не только поначалу;)).

В августе 1996 была создана версия Internet Explorer 3.0 Браузер предлагал значительные нововведения на то время и обрел популярность, что поделило рынок браузеров пополам между Netscape Communications и Microsoft.

И в это же время Microsoft взял под свою опеку W3C.

14 января 1997 – HTML 3.2

Версия 3.2 вышла спустя месяц после утверждения CSS, и была уже полностью приспособлена к взаимодействию с таблицами стилей.

В ней были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерами Netscape Navigator и Internet Explorer 3.

18 декабря 1997 – HTML 4.0

В этой версии изрядно подчистили элементы из предыдущих версий. Многие теги были отмечены как устаревшие и не рекомендованные к использованию. Вместо них нужно было использовать таблицы стилей CSS.

Новая версия включала поддержку фреймов, скриптов, общую процедуру внедрения разных объектов. Также в ней были усовершенствованы таблицы и формы, что кроме прочих плюсов обеспечивало бо льшую доступность для людей с физическими недостатками.

Версия HTML 4 была разработана с помощью экспертов в области интернационализации, таким образом стало возможно писать документы на любом языке и легко передавать их по всему миру.

24 декабря 1999 – HTML 4.01

В этой версии слегка подправили объекты, формы и изображения, пофиксили баги и в целом создали более стабильную версию, которой пользовались веб-разработчики более 10 лет .

Рабочая группа WHAT

2004 год : Швейцарский программист Ян Хиксон (на тот момент разработчик в Opera) и несколько представителей таких компаний как Mozilla, Google и Apple, основал рабочую группу под названием WHATWG (Web Hypertext Application Technology Working Group ).

Поводом для создания подобного сообщества стал тот факт, что W3C на тот момент потерял интерес к HTML и занялся развитием XML , а на его основе - расширяемого языка гипертекстовой разметки XHTML . Не будем углубляться в детали, т.к. на данный момент этот язык перестал развиваться.

Два года W3C и WHAT Working Group работали каждый над своим проектом. Но позже стало видно, что WHAT Working Group достигает каких-то результатов, тогда как XHTML 2 так и не реализовался.

И в 2006 году Тим Бернерс-Ли объявил, что W3C и WHATWG будут вместе работать над дальнейшим развитием HTML.

28 октября 2014 – HTML 5

  • Новая версия сделала синтаксис более строгим по сравнению с предыдущей
  • Улучшилась поддержка мультимедиа-технологий
  • Появились 28 новых структурных элементов, благодаря которым код стал более понятным
  • Исключена еще часть устаревших тегов
  • Стало больше внимания уделяться поддержке скриптов, например javascript

На данный момент развитие HTML продолжается…

W3C выложил в начале июня рабочий черновик версии 5.1 . Консорциум просит всех писать свои отзывы и комментарии относительно этой версии, т.к. HTML остается как и раньше проектом, над которым работают одновременно множество неравнодушных людей, любящих угловые скобки.

Может, скоро и вы станете одним из них?

И напоследок, минутка юмора:

Оптимист учит английский, Пессимист - китайский, а реалист учит html.

Будьте реалистами 😉


© 2024
slushat-audioskazki.ru - Компьютерные подсказки - Это полезно знать