11.04.2024

Гнев энтеббе. Молниеносный шалом


Озеро Виктория является крупнейшим озером в Африке, вторым после Байкала пресноводным озером Земли и самым крупным тропическим озером мира.

Оно было открыто в 1858 году путешественником Дж. Спиком, который назвал его в честь королевы Англии. Его площадь равна 68.800 квадратных километров. За свою 400-тысячную историю водоем высыхал и вновь заполнялся водой. В настоящее время его максимальная глубина составляет 80 метров.

Образовательный центр дикой природы – природный центр и зоопарк, выступающий за защиту животных и сохранение природы Уганды.

Защитники центра обеспокоены ростом браконьерства на редких африканских животных. Например, в последнее время участилось браконьерство на местных леопардов. Леопарды ценны благодаря красивому меху, из которого делают аксессуары, а из лап этих животных изготавливают ожерелья. Работники центра делают все возможное для сохранения этого вида животных.

А какие достопримечательности Энтеббе вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Международный аэропорт Энтеббе

Международный аэропорт Энтеббе (IATA: EBB, ICAO: HUEN) - главный международный аэропорт Уганды, расположен в городе Энтеббе на берегу озера Виктория в 35 километрах от столицы Кампала. Аэропорт известен как место проведения операции по освобождению израильских заложников спецназом Сайерет Маткаль.

Нынешнее здание вокзала построено в 1970-х годах. Старый аэропорт Энтеббе в настоящее время используется вооружёнными силами Уганды, именно на месте старого аэропорта была проведена операция «Энтеббе».

Международный аэропорт Энтеббе в 2007 году обслужил около 720000 пассажиров (на 10,7 % больше чем в 2006).

Самые популярные достопримечательности в Энтеббе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Энтеббе на нашем сайте.

Люди без кожи
Уганда. Международный аэропорт в городе Энтеббе. С широкой улыбкой и уже заполненными декларациями нас встречает Юра, простой русский мужик с внешностью Джорджа Клуни и британским гражданством. Он работает в абаканской авиакомпании, у которой здесь контракт с ООН. Современная Уганда - цивилизованная, развивающаяся африканская страна с относительно уютной и размеренной жизнью. Рядом - Конго. И разница между ними такая же, как между раем и адом. Наши летчики ежедневно возят туда-сюда ооновские грузы
Операция «Энтеббе»
Юра говорит, что быстрее нас эту границу прошел только израильский спецназ в 1976 году. История знаменитая: палестинские террористы захватили самолет компании «Эр Франс», пригнали его сюда и засели в здании старого аэропорта - под крылом дружественного режима прези дента-людоеда Иди Амина. Всех заложников, кроме граждан Израиля и одной британской бабушки, вскоре отпус тили. Тогда за своими прилетел израильский спецназ. Заложники были освобождены в течение полутора минут, еще полтора часа ушло на эвакуацию. В ходе операции погибли трое заложников и двое спецназовцев, один из которых - подполковник Йонатан Нетаньяху, брат Беньямина. Семеро террористов и несколько десятков угандийских солдат были убиты. Но печальнее всех оказалась судьба британской бабушки: еще до освобождения заложников ее увезли в больницу с пищевым отравлением, а когда израильтяне улетели, ее по приказу Амина там просто убили.

Видите диспетчерскую башню? - Юра указывает в сторону легендарного аэропорта. - На ней до сих пор есть следы от пуль. Новый президент, видимо, решил оставить их на память. Сейчас там располагается его авиация. А пилоты - украинцы.

А вообще наших здесь много работает?

Полно. Русские, украинцы, казахи, грузины - весь бывший СССР.

Что, у нас правда такие крутые пилоты?

В Африке востребованы наши старые самолеты и вертолеты, они менее прихотливы в обслуживании и дешевле западных аналогов. Кому же на них летать, как не нашим?

Аэропорт обнесен забором с колючей проволокой. На заборе сидят длиннохвостые обезьяны и разглядывают президентскую авиацию. Похоже, самолеты им нравятся.

Мы сидим с Юрой на берегу озера Виктория. Перед глазами табличка: «Купаясь в озере, вы рискуете своей жизнью».

Это потому что здесь водятся крокодилы?

Да какие крокодилы! Их тут никто и не видел, наверное. В озере полно всяких бактерий и прочей дряни. Наши говорят: «Искупаешься в Виктории - потом родишь ведро карасей». Здесь могут купаться только те, кто на этом озере родился: у них иммунитет.

Сразу хочется отодвинуться подальше от воды. Жизнь в раю, как выясняется, не такая уж безопасная, а милые обезьянки, увлеченные авиацией, - разносчики малярии. Равно как и тучи мелких комариков у озера - им почему-то плевать на толстый слой репеллента на наших руках.

Андроид Рита

Это вымышленный персонаж. С его помощью мы пытаемся запомнить название нашего отеля - «Андерита». Этому нас научили двое военных, русский и украинец. Ребята, как и многие здесь, работают на ООН. Они наблюдатели в соседнем Конго. В Уганде парни отдыхают, у них недельный отпуск. Даже не буду пытаться упоминать их имена: они пообещали, что в случае чего появятся в темных очках и сотрут мне память.

Наблюдатели живут в «тимсайтах» - небольших ооновских сторожках, разбросанных по всем нестабильным частям света. Иногда такой «тимсайт» оказывается единственным очагом современной цивилизации где-нибудь посреди конголезских джунглей или в Западной Сахаре. Ребята на протяжении долгих месяцев собирают сведения, отправляют отчеты начальству, а потом внезапно все приходит в движение: сначала появляются солдаты и бронетехника, потом газовые плитки, стиральные машины, огнетушители, провиант и прочие детали. Как раз для перемещения всего этого добра здесь и нужны русские летчики. Хотя чем конкретно здесь занимается ООН, нам понять так и не удалось.

Вообще-то, военным разговаривать с журналистами не рекомендуется. Но как же нашим с нашими не потрещать? Тем более что у нас с собой селедка. Сходимся на нейтральной теме - сексе. Среди наблюдателей встречаются и женщины. Но такое везение - редкость. К тому же хорошо только сложившейся паре, остальным в течение двух лет приходится довольствоваться своими эротическими фантазиями. Контакты с аборигенами строго запрещены, хотя предложение местных «мамушек», как здесь называют проституток, в десятки раз превышает спрос. И цены бросовые: 10 долларов за ночь. Но у 80% девушек СПИД. Поэтому сексуальные приключения равноценны прогулке по минному полю.

Ребят, а как тут черные с белыми уживаются? Расизм есть?

А ты знаешь, чем отличается расист от туриста? - Русский наблюдатель делает глоток пива и хитро прищуривает глаз.

Двумя неделями. Вот так и уживаются.

Отель «Андерита» стоит на берегу озера. Вечером здесь совсем не жарко. Но я прошу парня с ресепшена включить кондиционер. В моем номере нет москитки, а комары жужжат, и мне сейчас меньше всего хочется узнать, что такое малярия. Парнишка вбивает обычную вилку в тройную розетку, и аппарат начинает гудеть.

Хочешь джига-джига с «мамушкой»? - доверительно спрашивает меня повелитель розеток.

Я в джигу-джигу за деньги не верю. Только по любви.

Парень смотрит на меня как на идиота и уходит.

Вечер пятницы. Мы на вилле русских летчиков. Я рисовал в своем воображении современных Сент-Экзюпери, небесных романтиков с шарфами, закинутыми за спину, возможно, в кожаных шлемах, ну, или что-то в этом роде. В реальности это оказались крепкие сибирские мужики в трениках, тоскующие по сметане и дому. Средний возраст - от 40 до 50. Командир экипажа Игорь охарактеризовал свою деятельность просто: «Мы те же самые дальнобои, только у нас тоннаж побольше».

Нас встречает любимец русских экипажей - пес Трезор. Вроде бы немецкая овчарка, хотя никакой гарантии, что обошлось без африканских кровей, нет. Нам после обилия обезьян очень приятно смотреть на обыкновенную собаку, но Трезор насторожен нашим появлением на вилле.

Не бойтесь, - смеется Игорь. - Эта собака - хренов расист: кусает только черных. Ни разу белого не цапнул, а черных гоняет.

В рабочем графике у мужиков есть небольшое окно для принятия алкоголя - с вечера пятницы до вечера субботы. Пить никого не принуждают, но те, кому надо, время попусту не тратят. Пьем под жареную тилапию, эту визитную карточку озера Виктория и московских офисных столовок.

Сейчас у экипажа работа довольно скучная - переброска ооновского контингента в Конго. То ли дело сбросы гуманитарной помощи в Судане! Нужно было на Ил-76 снизиться до 250 метров, выйти на крест, открыть рампу и сбросить несколько тонн продуктов - напоминает точечную бомбардировку, особенно когда мешок попадает на козу. Механизм сброса интересен еще и тем, что о нем можно рассказывать не выходя из-за стола. Вот рука Игоря опускается на предельно допустимый эшелон, делает ювелирную поправку на 20 метров вправо и оказывается точно над селедкой.

Судан. Район Дарфур. Задача: сбросить груз с гуманитарной помощью на площадку, помеченную крестом. Эта работа, которой экипаж занимался в Судане. Самый кайф для ребят – попасть в крест.

Игорь в Африке с 2004 года. Летал над Суданом, Руандой, Конго, Чадом, Ливией и Египтом. У него жена и две дочери. Младшей 4 года. Игорю 50, он пилот первого класса и доволен своей жизнью. К Африке особой любви не испытывает, но и ненависти тоже. Рабочая смена экипажей - три месяца, потом обратно в Сибирь. Главный мотив работы в Африке - деньги.

И много платят?

Много никогда не бывает, нормально. Я бы здесь оставался дольше, но у нас в компании среди экипажей в Африку очередь. Всем нужно зарабатывать.

Далеким от авиации людям простительно не знать, каков размах крыла Ил-76, что такое рампа и как выглядит черный ящик, но, подходя к самолету, важно запомнить два правила. Первое: никогда не ссать перед самолетом. Второе: никогда не говорить слово «последний» - только «крайний». Не следует также пренебрежительно высказываться о самолете, в каком бы состоянии он ни был. В принципе, на территории аэропорта еще запрещается курить, но, если сильно приспичит, самолет тебе позволит. Потому что он все понимает, и он тоже - мужик. Никакого специального имени у самолета нет - экипаж называет его лаконично и просто: «кормилец».

У буржуев такого самолета нет, - говорит инженер АиРЭО (авиационного и радиоэлектронного оборудования) Олег. - Он садится где угодно. Высокое расположение движков. Ильюшину надо памятник поставить. Да и Антонову тоже.

Выясняется, что самолет нашего экипажа не садился только на льдину. И не потому, что не летал над полюсом - просто побоялись, что айсберг перевернет. Когда мужики рассказывают о самолете, их глаза светятся.

Иногда садишься - полоса короткая, - говорит Игорь, - знаешь, что сядешь, но нервы играют. Сядешь - как кончишь.

Эти ребята выпивают и матерятся, могут шлепнуть по заду повариху, которая варит им русские борщи, и получают от своей работы такое же удовольствие, как от секса… Нет, все-таки воздушные дальнобойщики оказались немного Сент-Эксами. По крайней мере, один - бортоператор Саша. Все называют его Гиви. Он действительно похож на грузина, хотя по крови немец. В экипаже он работает вместе с братом, штурманом Олегом. Гиви поэт. Вот его «Ода про муху»:

В небе голубом и глубоком летают не только птицы,
Летают там самолеты и большие мохнатые мухи.
Полет их совсем не печален,
Он напорист, стремителен, быстр.
Ну, а мы иногда их встречаем,
Говорим: «Фу-у-у! Это гадость!» -
И, схватив в диком порыве толстый сверток старой газеты,
Убиваем их, убиваем.
Ну а что же придумать лучше, чем убийство маленькой мухи,
Беззащитной, мохнатой, крылатой?
Ведь у мухи нет даже жала, и когтей у нее нет тоже…
Так давайте же будем терпимей к окружающим нас и близким.
Благородством, любовью обнимем
Этот мир, удивительно чистый.

Мне очень нравится эта способность моих соотечественников находить красоту даже в самой заднице земного шара и искренне ей восхищаться. Уганда, конечно, райское место. Но половину своей жизни в Африке мужики проводят в Конго. А там все по-другому: жара, злые негры, повстанцы, нищета, повышенный малярийный фон, желтая лихорадка, короткие посадочные полосы и дом на несколько сотен километров дальше. А Гиви стоит с рюмкой водки и верит в чистоту этого мира.

Люди без кожи

Кампала - столица Уганды. От Энтеббе до нее всего 40 километров. Там мы вместе с наблюдателями окунаемся в столичную жизнь.

Столица Уганды, как и Москва, расположена на холмах. Сначала кажется, что это по воле какого-то африканского правителя сумасшедший дом расширили до масштабов города. Торговые лавки, магазины, отели и рестораны - все шумит, сигналит и дымится. Временами в ухо начинает орать какой-нибудь проповедник, предвещая скорый конец света. Но, пожалуй, самое грандиозное зрелище - автовокзал: сотни белых микроавтобусов в непонятном порядке движутся в разные стороны. Под командованием наблюдателей мы форсируем это море одинаковых машин без приключений. Тут же нам успевают предложить ананасы и бананы.

Эй, музунгу! Купи бананы!

Спасибо, не хочется.

Ты откуда?

Из России.

Аршавина знаешь?

Ну так, немного.

Хорошо играет. В ЮАР-то поедешь?

Нет, а ты?

Я через неделю лечу. Уже билеты купил.

Разве Уганда попала на чемпионат?

Нет. А Россия?

Тоже нет.

Жмем друг другу руки. Все-таки горечь поражения сближает.

Каждый местный житель считает своим долгом обратиться ко мне: «Эй, музунгу! Хочешь ремень?» Или: «Музунгу, привет! Как дела?» Или: «Музунгу, куда ехать?» И даже: «Музунгу, иди нах!» Наблюдатели объясняют мне, что музунгу - обозначение любого белого. Дословно переводится с суахили как «человек без кожи».

Внезапно уличный воришка срывает золотую цепочку с шеи русского наблюдателя. Дальше закручивается настоящий боевик. Наш парень быстро разворачивается, сбивает с ног пару торговок, прыгает через перила и ловит вора за руку. На задержание уходит не больше 10 секунд. Цепочки уже нет. Вокруг наблюдателя собирается толпа. Он продолжает держать вора за руку. Местные обступают наблюдателя плотнее. Еще несколько секунд, и у боевика будет продолжение. Но в этот момент появляется полиция. Наблюдателю (точнее, его дипломатическому паспорту) сразу верят, воришку цепляют за ремень и ведут в участок.

Допрос ничего не дает. Подозреваемого оформляют и отправляют в местную КПЗ. Прогноз полиции неутешительный: цепочка вряд ли найдется. Предлагают зайти в участок через пару дней. Пострадавший расстроен: это был подарок кого-то из близких. Мы утешаем его рассказами о том, как круто он выглядел со стороны, когда его обступили местные. Он улыбается и предлагает по пиву.

Поздним вечером мы возвращаемся в Энтеббе. У ворот «Андериты» нас пасет «мамушка».

Привет, мальчики. Я Роза. А вас как зовут?

Представляемся Огурчиком и Баклажаном. «Мамушка» повторяет наши имена и утверждает, что они очень красивые. Мы говорим, что в России все такие. Но после того, как мы отказываемся от джиги-джиги, разговор не клеится. Роза дарит нам по бесплатному воздушному поцелую и исчезает в ночи. Может, она просто закрыла глаза?

Кормилец

Утро начинается с легкой паники: у меня поднимается температура, и я рисую себе жуткие картины малярийной горячки. Юра сразу же отвозит нас в больницу, где за пару долларов делают тест.

Результаты мы ждем на борту Ил-76. Идет погрузка. Нужно разместить в грузовом отсеке один бронетранспортер, один «Урал», несколько газовых печек, огнетушители и еще какой-то ооновский хлам. Все это напоминает игру в гигантский тетрис. Процессом руководит бортоператор Гиви. Когда из-за одного огнетушителя нарушается эргономичность всего пространства, Гиви начинает ворочать его, а два местных грузчика стоят рядом и смотрят.

Хелп, бля! - толкает одного из грузчиков Олег. - Такие они ребята. Их палкой надо бить, чтобы работали. А их трогать нельзя - это первое правило. Только подставишься. Спровоцировать тебя - один из способов дойки белого.

Олег однажды сидел в конголезской тюрьме за то, что неудачно толкнул одного парня. Выпустили только потому, что он успел обзавестись авторитетными черными друзьями. Четыре года назад Олег работал на «серую» авиакомпанию: род занятий тот же, только заказчики не всегда ООН, а еще, например, повстанцы. Пока Олег был в отпуске, его экипаж разбился. С тех пор он не любит Африку, несколько раз зарекался здесь летать, но после нескольких месяцев безработицы менял решение.

Тут восемнадцатый век граничит с двадцать первым! - Двигатели самолета работают, поэтому Олег кричит: - Одни люди ездят на джипах, другие живут в племени людоедов. Они своих детей приносят в жертву, чтобы дом построить. А потом говорят, что рабы - это белые. Мы типа приехали сюда, чтобы бесплатно кормить их и поить.

Правда, детей - в жертву?

Они об этом никогда музунгу не скажут. Но цивильные они только днем, а ночью все верят в магию.

В гуманность своей миссии в Африке мужики не верят. Они считают, что местное население крайне лениво именно из-за вмешательства белого мира. Наши экономические интересы только подливают здесь масла в огонь. Конечно, это общие фразы - ребята говорят лишь о том, что видят с высоты своего полета. Меньше всего на свете им хочется вникать в нюансы местных войн.

Погрузка заканчивается. К кормильцу подъезжают остальные члены экипажа. В светлой форме и солнцезащитных очках они напоминают персонажей героического фильма о борьбе человечества с астероидом. Дрожащий воздух замедляет их движения. На заднем плане чернокожий Амос драит шваброй нос самолета.

Здорово, брат! - радостно кричит он: за семь лет работы с нашими летчиками он научился неплохо говорить по-русски.

Носорог тебе брат, - бросает в ответ кто-то из экипажа.

Герои заходят в самолет, снимают пиджаки и темные очки, переодеваются в обычные спортивные штаны и становятся обычными дальнобойщиками. Двигатели заводятся, самолет катится на заправку. Его движение корректирует маршал с сигнальными палками в руках. Обычный рабочий день. Все как дома. Только за спиной маршала по стене аэропорта ползет огромный геккон.

Пока Юра оформляет наш выход из рабочей зоны аэропорта, разглядываю плакаты на стене службы безопасности. Оказывается, самая большая угроза для летчиков - это не террористы, а птицы. Всегда думал, что это байки. Но за последний месяц было три случая попадания птиц в двигатель. Существует даже специальный термин - B.A.S.H. (Birds Air Strike Hazard) - угроза птичьей атаки в воздухе.

Хуже всех орлы, - комментирует плакат Юра. - Они никогда не сворачивают. Особенно неприятно вертолетчикам: они с ними на одной высоте летают. Недавно орел пробил ребятам кабину и застрял в лобовике. Пришлось его внутрь втягивать.

А если птица попадет в двигатель вашего кормильца, он упадет?

Если в один, то все нормально. Остальные двигатели вытянут. Если два двигателя выйдут из строя, то уже плохо. Без груза еще вытянут, а с грузом нет. Все-таки самолету 20 лет, тяга уже не та.

Почему орлы не сворачивают, никто не знает. Вероятно, самолет в небе для них такой же музунгу, как белый человек на земле, который пытается установить новые правила там, где они складывались на протяжении веков.

Нефтеюганск - Африканск

Экипаж улетел в Киншасу, столицу Конго. Мы собираемся домой. Пришли отрицательные результаты тестов на малярию - значит, будем жить. Вернулись наши приятели-наблюдатели. Цепочку так и не вернули. Российский консул сообщил ребятам, что дело о ее похищении передано в суд. На воришку повесили еще пару похожих дел, так что ближайший год парень проведет в тюрьме Кампалы.

Выхожу на улицу. На террасе сидит вспотевший мужик и ест свиные ребрышки. Мы перекинулись с ним парой слов. Он очередной русский летчик в Африке. Обсуждаем нахальных конголезцев, малярию и брюшной тиф. Летчик делает глоток пива и на несколько секунд задумывается.

Ты знаешь, Африка-то затягивает, - неожиданно говорит он.

А че? В Нефтеюганске я херачу с восьми до восьми - летаю по вышкам. А в Африканске расслабляюсь. Тепло, хороший график и деньги совсем другие. Опять же жены - они ж зае…т.

Беседа с летчиком заканчивается на грустной ноте. Он рассказывает, как в Конго один пилот из ЮАР пошел вечером за сигаретами и не вернулся - местные порубили его на куски.

Наши подсаживаются на «Африканск», как на наркотик. Они перенимают местное расслабленное отношение к жизни и смерти, греются на солнце, едят тилапию, радуются танцующим на улицах детям и, отгоняя мух со свиного ребрышка, рассказывают о смерти знакомых.

А вернувшись домой, тоскуют по Африке. Потому что теперь они везде музунгу.

Фотографии: Алексей Майшев для «РР»

Ночью 4 июля 1976 года в Уганде было жарко - в переносном смысле слова даже жарче, чем в прямом. Потому что именно в эту ночь в Уганде Моссад провернул свою самую успешную операцию.

Максим Рафштайн

Несмотря на крепчающий в наших душах цинизм, нам приятно порой узнать, что бывают еще в жизни сказки с хорошим концом. И не просто хорошим, но и эффектным, и героическим. Как раз такой сказкой, безусловно, можно назвать одну из самых успешных антитеррористических операций в истории, приключившуюся на территории Уганды летом 1976 года.

Едва ли в мире найдется крупный международный аэропорт, который можно назвать оазисом тишины и спокойствия, но 27 июня 1976 года афинский аэропорт, несомненно, побил все рекорды перегруженности и бестолковости. По залу вылета сновали сотни растерянных пассажиров. Давка отчасти объяснялась тем, что греческий наземный персонал, в том числе и полиция, объявил забастовку. Уровень доверия достиг апогея: пассажиры досматривались кое-как, да и то далеко не все.

Несмотря на неразбериху, аэробус А300 авиакомпании «Эйр Франс», следовавший рейсом 139 Тель-Авив - Париж с дозаправкой в Афинах, вырулил на взлетную полосу точно по расписанию…

Красное табло с изображением застегнутого ремня еще не погасло, когда в салоне раздается женский крик. Через пару минут перед пассажирами появляется заметно побледневшая стюардесса, которая просит пассажиров не волноваться. Атмосфера напряжения становится невыносимой, и тут по салону разносится женский голос с немецким акцентом: «Самолет находится под контролем организации „Революционные ячейки“ и Национального фронта освобождения Палестины».

Женщина продолжает говорить, теперь она отдает команды. Все пассажиры должны сдать имеющееся у них оружие и другие опасные предметы, затем поднять руки вверх и не двигаться.

Стюардессы, выполняя чье-то приказание, отдергивают шторы, и пассажиры экономического класса видят двух террористов - прилично одетого мужчину с усами и бородой и молодого человека арабской внешности, в руках у них пистолеты и гранаты без предохранителей. Никто уже не обращает внимания на то, что табло «Пристегните ремни» погасло.

1-й день, воскресенье

Аэробус А300

В абсолютной тишине пассажиры выполняют очередное требование немки - опускают паспорта в черный целлофановый мешок для мусора, с которым их обходит один из похитителей. С тех пор как они вылетели из Афин, прошло уже больше часа, но никто так и не сообщил заложникам цель полета. Стюардессы раздают напитки, стараясь вести себя как обычно. Иногда густая пелена облаков под самолетом рассеивается. Становится видно, что самолет летит над водой, о чем пассажиры тут же шепотом, стараясь не привлекать лишнего внимания, сообщают друг другу.

Наконец самолет начинает снижаться. Один из террористов громко объявляет:

Мы приземляемся в столице Ливии - Бенгази. Здесь вас покормят. Ведите себя тихо, из самолета никто не выйдет. Мы полетим дальше.

Самолет стоит в Бенгази семь часов - максимальный срок, который ливийский лидер Муаммар Каддафи отвел террористам. Вскоре после приземления одна беременная пассажирка успешно имитирует родовые схватки. Напуганные террористы выуживают из черного пакета паспорт гражданки Великобритании и поспешно высаживают женщину. Уже через несколько часов она будет давать показания Скотланд-Ярду.

Кабинет премьер-министра Израиля

Греческие диспетчеры не сразу заметили, что рейс 139 замолчал. Зато израильская разведывательная служба, имевшая привычку прослушивать все рейсы, подавляющее число пассажиров на которых евреи, мгновенно составила донесение в кабинет министров: «Аэробус А300 авиакомпании «Эйр Франс» с 248 пассажирами на борту, половина из которых евреи, либо потерпел катастрофу, либо захвачен террористами».

Это все? Больше никакой информации? - премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, обладатель военного прошлого и залысины, ознакомившись с донесением, поднял глаза на министра транспорта.
- Мы пытаемся выяснить подробности, но пока знаем лишь, что самолет изменил курс и теперь летит не на север, а на юг.

Рабин молча откинулся на спинку кожаного кресла. Может быть, это недоразумение? Точно. Пилот решил, что в Париже прохладно, высунулся в салон, крикнул пассажирам: «А не полететь ли нам на юг?» - и его все поддержали… Что за бред! Рабин нажал кнопку связи с секретарем.

Срочно ко мне всех министров! Да, а еще командующего спецназом Дана Шомрона. И принесите какой-нибудь еды. Думаю, мы нескоро отсюда выйдем.

2-й день, понедельник

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Солнечные блики скользят по бескрайнему озеру Виктория, раскинувшемуся близ аэропорта Энтеббе. Раннее утро. Угандийское радио передает сообщение о том, что «его сиятельство фельдмаршал доктор Иди Амин Дада великодушно предоставил борцам из Народного фронта освобождения Палестины право разместить захваченных ими заложников в аэропорту Энтеббе».

Заложников под конвоем переводят из самолета в старое здание аэропорта. Огромное помещение с грязными окнами, пыльными полами и самыми разными стуль­ями. Спустя пару часов угандийские солдаты ставят перед заложниками котелки с мясом и рисом, а так­же графины с мутной водой. Некоторые отказываются от мяса и воды, так как все еще верят, что застряли здесь ненадолго.

Вечером заложников навещает двухметровый гигант - президент Уганды Иди Амин Дада. Он сообщает заложникам, что будет способствовать их освобождению. После ухода президента угандийский врач дает каждому заложнику по две таблетки от малярии, которые все послушно принимают.

Премьер-министр дочитывает показания англичанки в тот момент, когда в кабинет заходит министр обороны Шимон Перес. У него есть новости.

Самолет в Уганде. Мы в руках этого сумасшедшего.

На секунду наступает тишина, потом все разом начинают разговаривать. «Этот сумасшедший» Иди Амин не только считается самым одиозным политическим лидером в мире, но и одним из главных врагов Израиля.

Командующий спецназом Дан Шомрон просит слова.

Это шанс «Моссада» показать, на что он способен.
- Что за фантазии! - Рабин с досадой махнул в рукой в сторону Шомрона. - Как вы себе это представляете? Нашим самолетам нужно пролететь над арабскими территориями, обмануть советские системы слежения в Сомали... Это нереально. Бред. У нас в запасе минимум двое суток, подождем. Амин наслаждается властью и вниманием и постарается потянуть время.

3-й день, вторник

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Те заложники, которым удалось вздремнуть, просыпаются на рассвете. Никто уже не брезгует принесенной солдатами мутной водой. Некоторые рассуждают о том, что храпящим следовало бы спать в отдельном углу. День проходит без происшествий. Ближе к вечеру в зале появляется немка, у нее красные зрачки (возможно, из-за наркотиков), в руке она держит лист бумаги. Выйдя на середину зала, немка зачитывает список, состоящий сплошь из еврейских фамилий. Названные должны пройти в соседнее помещение. Люди напуганы, некоторые женщины плачут.

Некоторые отказываются от мяса и воды. Они все еще верят, что застряли здесь ненадолго

Селекция заканчивается, и один из террористов включает радио. В новостях сообщают, что французских заложников освободят на следующий день, а еврейские заложники будут уничтожены, если международное сообщество не согласится обменять их на 53 осужденных террористов к четвергу.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Сорок из этих террористов сидят в израильских тюрьмах! - Министр обороны Шимон Перес раздражен. Он ослабил узел галстука и, кажется, сейчас сломает карандаш, который ожесточенно вертит в руке.

Из дальнего угла кабинета слышится кашель.

Вы что-то хотели сказать, генерал Шомрон? - Мюнхен, 1972 год.

Прямое попадание. Тогда, во время Олимпиады, палестинской организацией «Черный сентябрь» были взяты в плен и убиты 11 израильских спортсменов. Операция по освобождению была провалена немецкими полицейскими, вооруженными лишь винтовками. После слов генерала в кабинете абсолютная тишина, все ждут решения премьер-министра.

Продолжайте переговоры, мы должны тянуть время. - Рабин поворачивается к Шомрону: - Генерал, я жду от вас план операции по освобождению еврейских заложников на территории Уганды. Поспешите.

4-й день, среда

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Французских заложников освобождают небольшими группами. На выходе из аэропорта их провожает улыбающийся Иди Амин в белой шляпе. На нескольких автобусах французов доставляют во французское посольство в Кампале, столице Уганды. Уже на следующее утро они смогут обнять близких.

Между тем угандийские солдаты натягивают перед зданием аэропорта веревки. Заложники не понимают зачем. Для изощренных пыток? Для мин? Наконец один из солдат на ломаном английском объясняет, что женщины могут постирать белье в туалете и развесить его сушиться. Невероятное облегчение! Вечер проходит за стиркой, и дети играют на лужайке между сохнущим бельем.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Весь стол завален фотографиями и картами. Шомрон с энтузиазмом рассказывает о подготовке к операции.

Мы достали чертежи аэропорта Энтеббе, его строила израильская строительная фирма. Она же соорудит нам макет аэропорта для тренировок. Аэропорт охраняют угандийские войска, порядка сотни человек. Предлагаю использовать «троянского коня».

Рабин с изумлением воззрился на Шомрона, и тот бегло пояснил:

Последняя игрушка Амина - длинный черный «мерседес». Мы найдем такой же, посадим в него наших ребят. «Мерседес» выкатится из самолета и спокойно подъедет к посту солдат. В принципе, мы даже можем сделать чучело Амина.

Достав из кармана носовой платок, премьер-министр вытирает со лба пот. Ощущение, будто он слушает пересказ фантастического фильма. А ведь ему сегодня предстоит встреча с семьями заложников! Они снова будут умолять начать обмен заложников. Похоже, пока это единственно верное решение…

5-й день, четверг

Аэропорт Энтеббе, Уганда

Ближе к полудню заложников вновь удостаивает своим визитом Иди Амин. Компанию ему составляет его малолетний сын, на котором точно такая же парадная форма, как и на отце. Амин сообщает плохие новости: Израиль до сих пор не дал определенного ответа по поводу обмена заложников. Но у Амина есть в запасе и «хорошая» новость: ультиматум продлен до 11 часов утра воскресенья.

Остаток дня проходит без особых происшествий - для всех заложников, кроме четырех, которых террористы по очереди уводят в отдельную комнату, где их запугивают и угрожают. Затем заложников организованно возвращают в главный зал аэропорта, где недавно были французы.

Туалет засорился и источает зловоние. Работает радио. В вечернем выпуске новостей сообщают, что Израиль согласился на условия похитителей. Заложники плачут, обнимаются и готовятся к скорому возвращению домой.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Операцию решено назвать «Шаровая молния». Командующий ВВС Израиля Бенджамин Пелед посвящает премьер-министра в детали.

Два «Боинга-707» ВВС Израиля, перекрашенные в цвета авиакомпании «Эль-Аль», полетят обычным коммерческим маршрутом до единственной дружественной нам страны в регионе, до Кении. На них будут оборудованы полевые госпитали. Едва «Боинги» приземлятся в Найроби, с базы стартуют четыре «Геркулеса», в которых помимо сотни десантников поместятся полугусеничные вездеходы и тяжелые пулеметы. Как только «Геркулесы» выйдут из израильской воздушной зоны, они снизятся и полетят ниже зоны действия радаров.

Так точно! - отчеканивает командующий ВВС.

6-й день, пятница

Аэропорт Энтеббе, Уганда

В ночь с четверга на пятницу в зале аэропорта спят только дети. Взрослые заложники тихо переговариваются, обсуждая свое возвращение. Никто не верит, что кошмар, длившийся почти неделю, подходит к концу. И действительно, это еще не конец. В семь утра к аэропорту подъезжает знакомый уже заложникам черный «мерседес». На этот раз Амин приехал не только с сыном, но и со своей последней женой - чернокожей красавицей в широком зеленом платье.

Мы найдем такой же «мерседес» как у Амина и посадим в него наших ребят. В принципе, мы можем сделать чучело Амина

Президент сообщает, что Израиль отказался идти навстречу террористам и содействовать скорейшему освобождению своих людей. Амин рекомендует заложникам написать открытое письмо своему правительству с просьбой удовлетворить требования похитителей. Оставив ошеломленных заложников спорить о том, писать письмо или нет, Амин с достоинством покидает здание аэропорта.

Кабинет премьер-министра, Израиль

Еще раз! Еще раз, я сказал! Быстрее, быстрее!

Группа десантников во главе с 30-летним подполковником Йонатаном Нетаньяху, выпускником Гарварда и братом будущего премьер-министра Израиля, бегом возвращается в тренировочный «Геркулес». В идеале операция по освобождению заложников должна занять не больше 55 минут. Пока десантники далеки до идеала, что дает право Дану Шомрону подгонять их криком. Но впереди целая ночь тренировок. Отоспаться коммандос смогут во время предстоящего семичасового перелета в Уганду.

Пилоты «Геркулесов» тоже не отдыхают. Они отрабатывают резкий набор высоты, а также посадку прямо на землю - на тот случай, если угандийские солдаты заметят самолеты и перекроют посадочную полосу. В одном из самолетов сидит начальник Генерального штаба армии обороны Израиля Мордехай Гур. Находясь внутри 70-тонной машины, которая то взмывает вверх, то камнем летит вниз, Гур чувствует себя, мягко говоря, неуютно. Зато теперь он знает, что может с уверенностью доложить премьер-министру: «Все готово».

7-й день, суббота

Субботним днем в аэропорту Найроби один за другим приземляются два «Боинга-707» авиакомпании «Эль-Аль», следующие коммерческим маршрутом из Тель-Авива. Ровно через 20 минут с израильской военной базы в воздух поднимаются четыре гигантских «Геркулеса».

Лишь спустя 15 минут после взлета кабинет министров официально дает добро на проведение операции: по военному радио звучит команда «Занек!» («Взлет!»). Затем связь прерывается в целях сохранения секретности. Пилотам предстоит управлять самолетами семь часов, полагаясь лишь на радиолокационную антенну. Высоко над «Геркулесами» летят истребители-фантомы, в каждом из которых есть приспособление для создания помех в работе вражеских радаров. Они будут сопровождать «Геркулесов» до Эфиопии.

Основная масса солдат находится в первом самолете, в котором вскоре после взлета становится трудно дышать. Кто-то из солдат устраивается в джипах, кто-то прикорнул у вездеходов. Особенно тяжко приходится солдатам, которые будут изображать угандийцев в ложном «мерседесе» Амина. Им выкрасили лицо и руки гримом, позаимствованным в тель-авивском театре, и теперь «угандийцы» потеют больше остальных, набившись в шикарный автомобиль.

Подняться над тучами невозможно из-за вражеских радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии

Над Эфиопией самолеты попадают в грозовую полосу. Подняться над тучами невозможно из-за радаров, поэтому пилоты ведут крылатых гигантов сквозь облака и молнии. Наконец небо расчищается. И вот уже на горизонте поблескивает гладкая поверхность озера Виктория. Пилоты снижают скорость, и самолеты почти бесшумно скользят низко над водой.

Здание аэропорта ярко освещено, это настораживает. Возможно, террористы уже предупреждены, и тогда коммандос летят прямо в ловушку. Но отступать поздно: десантники наготове, подполковник Нетаньяху со своими людьми плотнее укомплектовываются в «мерседесе». Еще секунда - и шасси самолета плавно касаются посадочной полосы.

Операция в деталях

2 00:05-00:06

Растерявшись, ведь самолет сел абсолютно открыто, угандийские солдаты контрольно-диспетчерского пункта отдают честь «своему президенту» и тут же падают замертво, расстрелянные из пистолетов с глушителями высыпавшими из «мерседеса» солдатами.

3 00:06-00:15

Вслед за «мерседесом» из самолета выезжают джипы с безоткатными орудиями, которые устанавливаются дулами к шоссе, ведущему в город, - на случай, если Амин узнает об операции и мобилизует танки.

4 00:15-00:16

В зале аэропорта стоит обреченная тишина: на утро назначена казнь первых заложников. Неожиданно немец, охранявший заложников, выпускает в потолок длинную очередь, отчего сыплется штукатурка. Кто-то вскрикивает, когда он падает замертво. Перепрыгнув через разбитое стекло, в зал врывается загримированный негром израильский солдат. Он кричит на иврите и английском: «Армия Израиля! ложитесь!»

5 00:16-00:17

В зал вбегают другие солдаты, уже в израильской форме, они стреляют в выбежавших из подсобки террористов. Кто-то из заложников пытается ползком покинуть поле битвы, матери телами закрывают детей, помещение постепенно наполняется дымом. В ходе перестрелки в зале ликвидированы охранявшие заложников на первом этаже террористы.

6 00:17-00:54

Спецназовцы из второго и третьего «Геркулесов» обшаривают здание аэропорта в поисках остальных террористов, которых, по данным разведки, должно быть не меньше шести. В немку, готовую кинуть в солдат гранату, выпускают целую обойму патронов. Еще двое террористов ликвидированы в туалете на втором этаже. Тела террористов тут же фотографируют, снимают отпечатки пальцев. Остальные солдаты начинают выводить заложников из зала и провожают их к четвертому «Геркулесу», который сел последним и, взяв на борт освобожденных заложников, должен взлететь первым.

Потери

В ходе операции четверо заложников были убиты. Трое из них - во время перестрелки между солдатами и террористами в зале аэропорта Энтеббе. Еще одна заложница, 73-летняя Дора Блох, ранее отправленная в больницу в Кампале из-за плохого самочувствия, была застрелена на следующий после освобождения пленных день лично разгневанным Иди Амином.

Из всей группы захвата погиб лишь лидер спецназовцев - подполковник Йонатан Нетаньяху, герой войны Судного дня. Позднее в память о нем операция будет переименована из «Шаровой молнии» в «Йонатан».

Итог

Операция «Шаровая молния», проведенная израильской армией на территории Уганды в ночь с 3 на 4 июля 1976 года, считается противозаконной, так как была претворена в жизнь без ведома и позволения Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН осудил Израиль за «серьезное нарушение суверенитета государства Уганда», но не принял в отношении Израиля штрафных санкций.

Операция «Шаровая молния» - самая успешная операция по освобождению заложников на вражеской территории за всю историю борьбы с терроризмом.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Энтеббе от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы об Энтеббе.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Энтеббе (Entebbe), расположенный на северном берегу озера Виктория, представляет альтернативу Кампале в качестве исходной или конечной точки путешествия по Уганде. Основанный в 1894 году в качестве стратегического пункта для освоения земель Уганды, город со временем превратился в неофициальную столицу страны. В прошлом город служил местом сбора вождей Буганды, административным центром британской колонии и резиденцией временного правительства Уганды. Сейчас это престижный пригород, в котором предпочитает селиться местный топ-менеджмент и правительственные чиновники. Здесь множество старых колониальных парков, озер, воздух чистый, а на улицах спокойно и безопасно.

Как добраться до Энтеббе

Международный аэропорт Энтеббе принимает рейсы из Дубай , Найроби , Каира , Аддис-Абебы и Йоханнесбурга . Сюда летают самолеты British Airways и KLM.

Поиск авиабилетов в Энтеббе

Транспорт

Перемещаться по городу удобно на маршрутном такси (matatu) или обычном такси (что будет стоить несколько дороже). Местные жители и экономные туристы пользуются boda bodas - поездками на мотоциклах в качестве пассажиров.

Дорога от Энтеббе до национальных парков и достопримечательностей Уганды лежит через Кампалу . Микроавтобусы отправляются в Кампалу каждые полчаса, дорога займет примерно сорок-пятьдесят минут.

Кухня и рестораны Энтеббе

На рынке Энтеббе можно купить стволы банановых пальм, на каждом из которых - гроздья из сотни плодов. Самый популярные местные алкогольные напитки также продолжают банановую тему - это банановое пиво и банановый джин.

Среднестатистический угандиец в день съедает по три килограмма бананов в жареном, печеном и тушеном виде.

Несмотря на то, что близость к озеру Виктория дает возможность включать в меню свежую пресноводную рыбу, рыбные блюда в местной кухне практически не представлены. Говорят, это связано с религиозными запретами угандийских племен. Кулинарный экстрим представлен жареной саранчой и термитами.

В городе множество мест с привычной туристам европейской и американской кухней. А угандийский кофе считается одним из лучших в мире.

Энтеббе - ботанический сад

Развлечения и достопримечательности Энтеббе

Озеро Виктория - главная достопримечательность Энтеббе - самое большое в Африке и второе по величине пресноводное озеро в мире. Его площадь 69 тыс. кв. километров. В озере водится удивительная рыба - тилапия, которая вынашивает свое потомство во рту, и не менее экзотическая рыба - протоптер, которая может дышать воздухом. Озеро является излюбленным местом отдыха горожан и туристов. Можно позагорать на прекрасных пляжах, совершить прогулку по озеру, порыбачить, посетить заповедник шимпанзе на острове Нгамба.

На берегу располагается рыбацкая деревня Касенья, знаменитая своим рынком, где вы можете купить сувениры и настоящие произведения искусства, созданные руками местных умельцев.

Образовательный центр дикой природы (он же зоопарк) расположился около городского причала. Кроме крокодилов, обезьян и антилоп в зоопарке живет исчезающий вид африканских носорогов.

Энтеббе - озеро Виктория

Ботанический сад

Национальный ботанический сад, основанный в 1898 году, находится на северной стороне озера, практически на самом экваторе. Сад площадью более сорока гектаров разделен на несколько тематических зон, в которых можно увидеть уникальных представителей флоры Уганды, экзотические цветы и лекарственные растения. Здесь обитают редкие птицы, такие как пальмовый гриф и серый попугай.

Кинематографическая классика - знаменитый фильм «Тарзан» с Джоннни Вайсмюллером снимался также в ботаническом саду Уганды.


© 2024
slushat-audioskazki.ru - Компьютерные подсказки - Это полезно знать